Ведение бизнеса в Китае требует определенного подхода и знаний. Жители восточных стран – Китая, Японии, Кореи, Вьетнама резко отличаются подходом к ведению переговоров от европейцев. Данные различия отчетливо видны в силе и тактике проведения самих переговоров, а также просто в общении будущих партнеров по бизнесу. Бизнесмены из данного региона обладают своим особенным образом мышления, а также моральными принципами и устоями, что оказывает свое влияние и на сферу ведения переговоров.
При организации переговоров на территории Китая обычно они проходят непосредственно в офисах компаний, немного реже в конференц-залах гостиниц, бизнес-центрах или ресторанах. Зачастую после переговоров следует обед или ужин, который является продолжением делового общения. При этом помните, что при проведении переговоров вы сами можете выбирать место для их проведения. Такое поведение вызовет к вам уважение второй стороны. Но в этом случае важно само место для переговоров. Для китайских бизнесменов большую роль играют связи и богатство, но они не принимают вызывающую роскошь, которая выставляется напоказ. Поэтому в данном вопросе главное – соблюсти баланс.
Жители Китая отличаются великолепной выдержкой, пунктуальностью и церемонностью. Китайская хитрость по своей сути – это лишь субъективное оправдание для европейцев, у которых отсутствуют знания по деловому этикету Китая, а также нехватка терпения и выдержки во время проведения встреч.
Будьте всегда готовы пойти на встречу и компромиссы. Монотонное повторение одного и того же не приведет к взаимовыгодному сотрудничеству.
При входе в помещение и перед любой дверью перед вами китайский партнер предложит вам войти первым. Для того, чтобы расположить партнера к себе и создать оптимальный психологический фон откажитесь ПЕРВЫЙ раз от права первоочередного входа. И только после того, как китайский партнер откажется еще раз в вашу пользу – смело проходите. Собственно, все переговоры с китайцами носят характер театрализованного представления с обходными маневрами, выпадами, отступлениями, а иногда даже и угрозами.
Китайцы во время переговоров зачастую используют старый прием – высказывают намерение о заключении контракта с другими партнерами. Но и решение этого вопроса лежит на поверхности – китайцев очень много, поэтому эксклюзивных поставщиков практически не существует. Если одно предприятие с успехом продаст партию товара, то завтра уже будет не менее аналогичных компаний с такими же условиями сотрудничества. Поэтому просто дайте понять своим партнерам, что вы сможете найти и других поставщиков.
Во время переговоров китайские партнеры могут проявлять даже приступы неконтролируемого гнева, цель которого – проверка вашей хладнокровности. Ваша цель – не испугаться и не пойти сразу на уступки. С дугой стороны на переговорах вы можете столкнуться с грубой и совсем неприкрытой лестью. Лучшая реакция в этом случае – трезвая оценка своих возможностей. Также кроме явных нападок и лести во время ведения переговоров китайцы зачастую пользуются уловкой – изматывание партнера. Главное, всегда следите за тем, что говорите, старайтесь никогда не называть конкретных цен, никаких противоречивых фактов, на которых китайцы всегда вас подловят.
Страсть к торговле у китайцев в крови. Первоначально выставленная цена зачастую не имеет к реальности вообще никакого отношения. Перед подписанием контракта всегда еще раз обговорите все ключевые условия сотрудничества, убедитесь, что китайцами они поняты именно так, как и вами.
Важно помнить, что в ваше деловое общение не стоит привносить ничего личного. Нужно дать понять партнерам, что ведение хорошего бизнеса у вас стоит на приоритетном месте. Также всегда будьте терпимы и терпеливы. Наличие таких качеств у вас сломает шаблон китайского менталитета, что европейцы крайне нетерпеливы торопливы. Не поддавайтесь на провокации, держитесь спокойно и непринужденно. Но всегда стоит держать в голове варианты долгосрочного сотрудничества. В этом случае иногда можно и уступить немного. Несмотря на высокую плотность бизнеса в Китае найти действительно достойного партнера бывает сложно.